Технология развития критического мышления
Образование во многом определяет жизнь
человека, его благополучие и возможность самореализации. Роль
современного образования иная, чем в предыдущие годы. Современному
обществу нужны люди, способные решать проблемы, возникающие в постоянно и
быстро меняющемся мире. Cовершенно
очевидно, что иная образовательная установка требует и иных подходов, которые
будут способствовать развитию творческих способностей учащихся.
По словам Д.А.Медведева, нужно создать такую школу, которая не только
дает знания, но и развивает личностный потенциал каждого ребенка, поэтому
методологической основой нового образовательного стандарта является
системно-деятельностный подход: когда ученик
становится главным участником образовательного процесса, учащиеся не получают
готовых знаний, а сами добывают их,
учитель же только координирует работу на уроке.
В целях реализации деятельностного подхода наряду с такими широко применяемыми технологиями как ИКТ, метод проектов, здоровьесберегающие технологии для достижения новых результатов образования
на первый план выступают:
·
технология
работы с одарёнными детьми;
·
технология
уровневой дифференциации;
·
технология
формирования исследовательских умений;
·
технология
развития критического мышления.
Что же такое критическое мышление? Что
значит критически мыслить?
Дэвид
Клустер, один из авторов ТРКМ, считает,
что «мыслить критически можно в любом возрасте: не только у студентов, но даже
у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. В
своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые
подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию.
Сегодня
в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления.
Критика
–
это изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков, – гласит словарь Ожегова.
Дэвид Вуд
определяет критическое мышление как разумное рефлексивное мышление,
сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.
Диана Халперн
определяет критическое мышление следующим образом: «...использование таких
когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения
желательного результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью.
Другое определение - направленное мышление».
При
всем разнообразии этих и других определений критического мышления можно увидеть
в них близкий смысл, а именно:
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Дэвид Клустер выделяет 5 характеристик критического
мышления:
во-первых, это мышление самостоятельное;
во-вторых, это мышление обобщенное;
в-третьих, это мышление проблемное и оценочное;
в-четвертых, это мышление аргументированное;
в-пятых, критическое мышление есть мышление
социальное.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное
рассмотрение многих подходов, чтобы выносить обоснованные суждения и решения.
Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на
веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте
учебной программы.
В
педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем
наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Исходя из этого, критическое мышление, по мнению авторов, может развивать
следующие качества ученика:
1. готовность к планированию
(кто ясно мыслит, тот ясно излагает);
2. гибкость (восприятие идей
других);
3. настойчивость (достижение
цели);
4. готовность исправлять свои ошибки
(воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
5. осознание (отслеживание хода рассуждений);
6. поиск
компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими
людьми).
Цель технологии РКМ : обеспечить развитие
критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в
образовательный процесс;
· развивать такие качества личности, как
рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность,
самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и
результаты своей деятельности;
· стимулировать самостоятельную поисковую
творческую деятельность, запуск
механизмов самообразования и самоорганизации.
Таким образом, в
содержании целей заложено формирование у
учащихся универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных,
регулятивных, личностных.
Достоинство этой технологии – ее открытость
по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на
развитие ученика и учителя.
Технология РКМ имеет две особенности (базируется на «двух китах»):
· структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и рефлексию,
· содержание, в основе которого – эффективные приёмы и стратегии,
направленные на формирование у учащихся критического мышления.
Предлагаю несколько уроков, разработанных в ТРКМ.
Конспекты всех уроков опубликованы на моей личной странице
сайта "Педагогическая газета"
Конспекты всех уроков опубликованы на моей личной странице
сайта "Педагогическая газета"
Разработка урока является лауреатом международного конкурса "Педолимп"
На данном уроке учащиеся сами определяют тему и цели урока, самостоятельно добывают знания, работая с информацией, и сами подводят итоги, учитель только
направляет и координирует работу учащихся. Для достижения целей урока были
использованы специальные приемы технологии: «Толстые и тонкие вопросы»,
«Верные и неверные утверждения», «Шесть
думающих шляп».
2. "Насекомые". Конспект урока в 1 классе с использованием интерактивной доски.
Урок окружающего мира в 1 классе (УМК «Начальная школа 21 века») разработан в соответствии с требованиями ФГОС
НОО. Благодаря использованию на уроке приёмов технологии
развития критического мышления в сочетании с интерактивной доской, создаются условия для самоконтроля, саморазвития, самовыражения, поддержания интереса и высокой
работоспособности на протяжении всего урока.
Данный урок демонстрирует особый стиль общения учителя с учащимися на основе личностно-ориентированного взаимодействия, любви и уважения к каждому ребенку, показывает деятельностный подход в обучении, отражает важные принципы работы с детьми: не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального фона урока.
4. ОРКСЭ. Блог заданий по теме "Добро и зло" с УУД
На изучение темы «Добро и зло» отводится два часа в 4 классе.
Цели заданий:
Образовательная
- познакомить с основными этическими понятиями:
добро и зло.
Развивающая
– развитие коммуникативных способностей, умения анализировать, активно
воспринимать и осмысливать информацию.
Воспитательная
– духовно-нравственное воспитание: стремление делать добро, не делать зла.
При
выполнении заданий рекомендуется организовывать работу в группах, в парах с последующим обсуждением. Таким образом,
четвероклассники учатся высказывать своё мнение, отстаивать свою точку
зрения.
8. Технологическая карта урока, разработанного в технологии РКМЧП
9. Методический листок.
Таблица "Формирование УУД младших школьников посредством приемов и стратегий технологии РКМ на разных этапах урока
10. Методический листок 2.
Система приемов ТРКМЧП по формированию УУД младших школьников
11.
«Наши успехи
и достижения. Защита портфолио»
1 класс
Ожидаемый
результат:
Учащиеся:
- получат информацию друг о друге, лучше узнают интересы
и склонности одноклассников и их достижения и, как следствие, улучшится
эмоциональный климат в коллективе и повысится статус каждого ученика;
-
получат начальные навыки публичного выступления
на заданную тему.
Материалы и оборудование:
мультимедиапроектор; аудиозаписи песен
(минус): «Волшебник-недоучка», «Песня о России», «Круто ты попал»; выставка
«портфолио» обучающихся; грамоты для награждения учащихся; грамоты для
родителей за хорошее воспитание детей; дипломы об окончании 1 класса,
оформленные на листах (по количеству учащихся); лучики солнышка с перечисленными мероприятиями, в которых
дети принимали участие (оформление на
доске).
1. Дети
исполняют песню на мелодию «Круто ты попал»
Мы детишки
первоклашки это поняли давно,
В первом классе на уроке веселее, чем в кино!
Я домой иду веселый, в дневнике высокий балл,
Это значит - в нашу школу ты попал и я попал.
И на школьную
программу четырех хватает лет,
Отдавай скорее, мама, ты нас в университет.
В первом классе почему-то на учебу я запал,
И родители сказали: "Круто, круто, ты попал".
Круто ты попал в первый класс, ты учись,
Скоро будешь умным у нас!
2. Уважаемые
родители, гости! Кажется, еще вчера ваши дети переступили порог школы,
такие маленькие, несмышленые, смешные.
Год пролетел совсем незаметно. Посмотрите на них теперь: дети выросли,
поумнели.
Первоклассники не только учились, они принимали
активное участие в спортивных, творческих, интеллектуальных мероприятиях школьного, районного и даже
Всероссийского уровней (всего …
мероприятий), посещали кружки по интересам «Занимательная информатика», «Бисероплетение»,
«Вокальный», «Танцевальный»,
«Художественное творчество».
3. Ребята, а
что же первым делом люди делают при встрече? (здороваются)
- Правильно. Они приветствуют друг друга. Приглашаю и вас
сделать это, для этого прошу всех выйти
и свободно распределиться по классу.
Игра «Приветствие»
За время, пока звучит музыка, нужно поприветствовать как можно больше людей:
• Серьезно сказать «Здравствуйте» и пожать руку.
• Весело сказать «Привет» и помахать рукой.
• Сердечно сказать «Как я рад вас видеть» и приобнять.
-
Сегодня у нас очень важное, ответственное мероприятие: защита
«портфолио» ученика. В ходе защиты мы
лучше узнаем друг друга, узнаем, кто что любит, чем увлекается, каковы
достижения, чем можно гордиться. А, кроме того, мы будем учиться публично
выступать. Публичное выступление - это выступление перед публикой, а публика
сегодня – это родители и гости.
Итак, начинаем.
Послушайте притчу «Всё в твоих руках».
Жил-был мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец
знает далеко не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая
бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая - я её
умерщвлю, скажет - мертвая – я ее
выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
В наших
руках возможность чувствовать себя успешными и быть успешными, надо только
захотеть.
4.Публичные выступления.
-Правило: сначала нужно представиться,
при выступлении говорить четко, ясно, с
выражением. В конце выступления зрители могут задать вопросы выступающему.
(Выступления по номинациям, если это возможно: творческий успех, интеллектуальный
успех, спортивный успех).
Учащиеся выступают по номинациям.
Выступления можно сопровождать презентацией.
Творческий
успех: Настя Кам., Лера Д., Даниил И., Аня К. А., Данил Н..
Физминутка танцевальная (под мелодию песни «БананаМама»)
Интеллектуальный
успех: Вика З.., Лера Д.., Настя К. (призовые места в ЭМУ, участие в УРФО).
Школьные страдания:
1.
Причитает
громко мама: как меняется программа,
По тетрадкам сына Васи не пойму, в каком он классе.
2.
Дневника,
сынок, не видно, потерял его опять?
Нет, я дал его Серёге, своих предков попугать!
3.Ох, сегодня в шесть часов родителей собрание!
Подложить подушку надо к месту наказания!
4.Драть за уши малышей нынче разрешили-
Пользу этого массажа медики открыли.
5.Почему твои задачи решены опять отцом?
Так ведь мама ж не успела – занималась холодцом!
6. Оля с мамой поругалась, села на пол и ревёт:
«Пусть меня обратно аист к себе в клюве унесёт».
7.Папа, мама дорогие, что у вас за аллергия?
Как берёте вы тетрадки, все трясётесь в лихорадке
8.Ох, как вовремя мой папа весь так ровно облысел,
А не то, в дневник мой глядя, он бы сильно поседел!
Спортивный
успех: Катя Н., Серёжа К., Аня Г., Максим Л.,
Работа жюри: лучшие «портфолио» по номинациям:
«За самое
содержательное «портфолио»
«За
самое толстое «портфолио»
«За лучшее оформление «портфолио»
5.
Подведение итогов.
Награждение
учащихся грамотами
·
за «портфолио» по номинациям (3 человека);
·
за хорошие
показатели в учебе и активное
участие в мероприятиях школьного, районного, всероссийского уровней (6 человек);
·
за активное участие в творческих мероприятиях школьного, районного уровней (3 человека);
·
вручение дипломов об окончании 1 класса.
Вручение
благодарностей родителям за хорошее воспитание детей
6.Просмотр
видеоролика «Наш веселый первый класс»
7.Рефлексия. Метод пяти пальцев: (проводится в парах: ребенок –
родитель)
Обводим
ладонь и пишем
М (мизинец) – мыслительный
процесс.
– Какие
знания, опыт вы сегодня получили? Что вас удивило?
Б (безымянный) –
близость цели.
– Что вы
сегодня делали? Чего достигли?
С (средний) – состояние духа.
– Каким было
сегодня ваше преобладающее настроение, состояние духа?
У (указательный) – услуга,
помощь.
– Чем вы
сегодня помогли? Чем порадовали? Чем поспособствовали?
Б (большой) – бодрость,
физическая форма.
– Каким было
ваше физическое состояние сегодня?
– Что вы делали для своего здоровья?
Заключительные слова и исполнение песни на мелодию
«Волшебник-недоучка»
1. Самый трудный 1-й класс.
Всех труднее 1-й класс!
Всех труднее 1-й класс!
Потому что в первый раз
Мы попали в 1-й класс!
2.Первый класс! В первый раз
Год назад ты принял нас.
Год назад ты принял нас.
Перешли мы во второй
И прощаемся с тобой!
3.Полюбили мы друг друга,
За друзей стоим горой.
И со мной моя
подруга
Переходит во
второй.
4.А учительница что же?
Разве бросит нас с тобой?
Нет, учительница тоже
Переходит во второй
Переходит во второй
Мы вам споём сейчас
Песню про
первый класс.
Был этот
школьный год
Полон
забот, хлопот.
Мы
научились все
Думать,
читать, писать.
В классе
нам было всем
Некогда
унывать!
Припев:
Даром! Нет.
Недаром
преподаватели
Время на
нас потратили.
Наша вторая
мама
Верила в
нас не зря!
Да, да, да!
Мудрых
преподавателей
Слушали мы
внимательно
Все мы
теперь уверены:
Комментариев нет:
Отправить комментарий