Методическая копилка

Технология развития критического мышления

Образование во многом определяет жизнь человека, его благополучие и возможность самореализации.  Роль  современного образования иная, чем в предыдущие годы. Современному обществу нужны люди, способные решать проблемы, возникающие в постоянно и быстро меняющемся мире. Cовершенно очевидно, что иная образовательная установка требует и иных подходов, которые будут способствовать развитию творческих способностей учащихся.
 По словам Д.А.Медведева, нужно создать такую школу, которая не только дает знания, но и развивает личностный потенциал каждого ребенка, поэтому методологической основой нового образовательного стандарта является системно-деятельностный подход:  когда ученик становится главным участником образовательного процесса, учащиеся не получают готовых знаний, а сами  добывают их, учитель же только координирует работу на уроке.
        В целях реализации деятельностного подхода   наряду с такими широко применяемыми                   технологиями как ИКТ, метод проектов, здоровьесберегающие технологии  для достижения новых результатов образования на первый план выступают:
·        технология работы с одарёнными детьми;
·        технология уровневой дифференциации;
·        технология формирования исследовательских умений;
·        технология развития критического мышления.
 Что же такое критическое мышление? Что значит критически мыслить?
Дэвид Клустер, один из авторов ТРКМ,  считает, что «мыслить критически можно в любом возрасте: не только у студентов, но даже у первоклассников накоп­лено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию.
Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления.
Критика – это изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков, – гласит словарь Ожегова.
Дэвид Вуд определяет критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать.
Диана Халперн определяет критическое мышление следующим образом: «...использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероят­ность получения желательного результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение - направленное мышление».
При всем разнообразии этих и других определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, а именно:
 Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Дэвид Клустер выделяет 5 характеристик критического мышления:
во-первых, это мышление самостоятельное;
во-вторых,  это мышление обобщенное;
в-третьих,  это мышление проблемное и оценочное;
в-четвертых,  это мышление аргументированное;
в-пятых, критическое мышление есть мышление социальное.
 Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение многих подходов, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.
В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Исходя из этого, критическое мышление, по мнению авторов, может развивать следующие качества ученика:
1. готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);
2. гибкость (восприятие идей других);
3. настойчивость (достижение цели);
4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
5. осознание (отслеживание хода рассуждений);
6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).
   Цель технологии РКМ : обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс;
· развивать такие качества личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности;
· стимулировать  самостоятельную  поисковую  творческую  деятельность, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Таким образом, в содержании целей заложено формирование  у учащихся универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных.
    Достоинство этой технологии – ее открытость по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя.

                Технология РКМ имеет две особенности (базируется на «двух китах»):

· структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и рефлексию,
· содержание, в основе которого – эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления. 

Предлагаю несколько уроков, разработанных в ТРКМ.
Конспекты всех уроков опубликованы на моей личной странице
 сайта "Педагогическая газета"

Разработка урока  является  лауреатом международного конкурса "Педолимп"

На данном уроке  учащиеся сами определяют тему и цели  урока, самостоятельно добывают знания,   работая с информацией,  и сами подводят итоги, учитель только направляет и координирует работу учащихся. Для достижения целей урока  были  использованы специальные приемы технологии: «Толстые и тонкие вопросы», «Верные и неверные утверждения»,  «Шесть думающих шляп».




2. "Насекомые". Конспект урока в 1 классе с использованием интерактивной доски.


Урок окружающего мира  в 1 классе  (УМК «Начальная школа 21 века»)  разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Благодаря использованию  на уроке   приёмов  технологии  развития критического мышления в сочетании с  интерактивной доской,   создаются условия для самоконтроля,  саморазвития, самовыражения,  поддержания интереса и высокой работоспособности на протяжении всего урока.




3. "Узоры на крыльях. Декоративное рисование". Конспект урока в 1 классе с презентацией.

Данный урок демонстрирует  особый стиль общения учителя с учащимися на основе личностно-ориентированного взаимодействия, любви и уважения к каждому ребенку, показывает деятельностный подход в обучении, отражает  важные принципы  работы с детьми: не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального фона урока. 



4. ОРКСЭ. Блог заданий по теме "Добро и зло" с УУД



На изучение темы «Добро и зло»  отводится два часа в 4 классе.
Цели   заданий:
Образовательная -   познакомить с основными этическими понятиями: добро и зло.
Развивающая – развитие коммуникативных способностей, умения анализировать, активно воспринимать и осмысливать информацию.
Воспитательная – духовно-нравственное воспитание: стремление делать добро, не делать зла.

     При выполнении заданий рекомендуется организовывать работу в группах, в парах с      последующим обсуждением. Таким образом,  четвероклассники учатся высказывать своё мнение,  отстаивать свою точку зрения.             



7. ОРКСЭ. Блок заданий по теме "Добро и зло" с УУД

8. Технологическая карта урока, разработанного в технологии РКМЧП

9. Методический листок. 
Таблица "Формирование  УУД  младших школьников посредством приемов и стратегий технологии РКМ на разных этапах урока
10. Методический листок 2.
Система приемов ТРКМЧП по формированию УУД младших школьников
11.


«Наши успехи и достижения. Защита  портфолио»
1 класс
Ожидаемый результат:

 Учащиеся:

 - получат  информацию друг о друге, лучше узнают интересы и склонности одноклассников и их достижения и, как следствие, улучшится эмоциональный климат в коллективе и повысится статус каждого ученика; 
  - получат начальные навыки публичного выступления  на заданную тему.


Материалы и оборудование: мультимедиапроектор;  аудиозаписи песен (минус): «Волшебник-недоучка», «Песня о России», «Круто ты попал»; выставка «портфолио» обучающихся; грамоты для награждения учащихся; грамоты для родителей за хорошее воспитание детей; дипломы об окончании 1 класса, оформленные на листах (по количеству учащихся); лучики солнышка  с перечисленными мероприятиями, в которых дети  принимали участие (оформление на доске).



1.   Дети исполняют песню на мелодию «Круто ты попал»
Мы детишки первоклашки   это поняли давно,

В первом классе на уроке веселее, чем в кино!

Я домой иду веселый, в дневнике высокий балл,

Это значит  -  в нашу школу ты попал и я попал.
И на школьную программу четырех хватает лет,

Отдавай скорее, мама, ты нас в университет.

В первом классе почему-то на учебу я запал,

И родители сказали: "Круто, круто, ты попал".
Круто ты попал в первый класс, ты учись,
Скоро будешь  умным у нас!


2. Уважаемые родители, гости! Кажется, еще вчера ваши дети переступили порог школы, такие  маленькие, несмышленые, смешные. Год пролетел совсем незаметно. Посмотрите на них теперь: дети выросли, поумнели.
Первоклассники не только учились, они принимали активное участие в спортивных, творческих, интеллектуальных  мероприятиях школьного, районного и даже Всероссийского уровней (всего …   мероприятий), посещали кружки по интересам «Занимательная информатика», «Бисероплетение», «Вокальный»,  «Танцевальный», «Художественное творчество».
3. Ребята,  а что же первым делом люди делают при встрече? (здороваются)
 - Правильно.  Они приветствуют друг друга. Приглашаю и вас сделать это, для этого прошу всех выйти  и свободно распределиться по классу.

Игра «Приветствие»

За время, пока звучит музыка, нужно поприветствовать как можно больше людей:

• Серьезно сказать «Здравствуйте» и пожать руку.
• Весело сказать «Привет» и помахать рукой.
• Сердечно сказать «Как я рад вас видеть» и приобнять.



    -  Сегодня у нас очень важное, ответственное мероприятие: защита «портфолио» ученика. В ходе защиты  мы лучше узнаем друг друга, узнаем, кто что любит, чем увлекается, каковы достижения, чем можно гордиться. А,  кроме того, мы будем учиться публично выступать. Публичное выступление - это выступление перед публикой, а публика сегодня – это родители и гости.  

Итак, начинаем. 

Послушайте притчу «Всё в твоих руках».
Жил-был мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая - я её умерщвлю, скажет -  мертвая – я ее выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

      В наших руках возможность чувствовать себя успешными и быть успешными, надо только захотеть.
4.Публичные выступления.

 -Правило: сначала нужно представиться, при выступлении говорить  четко, ясно, с выражением. В конце выступления зрители могут задать вопросы выступающему.

(Выступления по номинациям, если это возможно: творческий успех, интеллектуальный успех,  спортивный успех).

Учащиеся выступают по номинациям. Выступления можно сопровождать презентацией.
Творческий успех: Настя Кам., Лера Д., Даниил И., Аня К. А., Данил Н..
Физминутка  танцевальная (под  мелодию песни «БананаМама»)
Интеллектуальный успех:  Вика З..,  Лера Д.., Настя К.  (призовые места в ЭМУ, участие в УРФО).
Школьные страдания:
1.     Причитает громко мама: как меняется программа,
По тетрадкам сына Васи не пойму, в каком он классе.
2.     Дневника, сынок, не видно, потерял его опять?
Нет, я дал его Серёге, своих предков попугать!
3.Ох, сегодня в шесть часов родителей собрание!
Подложить подушку надо к месту наказания!
4.Драть за уши малышей нынче разрешили-
Пользу этого массажа медики открыли.
5.Почему твои задачи решены опять отцом?
Так ведь мама ж не успела – занималась холодцом!
  6. Оля с мамой поругалась, села на пол и ревёт:
   «Пусть меня обратно аист к себе в клюве унесёт».
7.Папа, мама дорогие, что у вас за аллергия?
Как берёте вы тетрадки, все трясётесь в лихорадке
8.Ох, как вовремя мой папа весь так ровно облысел,
А не то, в дневник мой глядя, он бы сильно поседел!
Спортивный успех:  Катя Н.,  Серёжа К.,  Аня Г., Максим Л.,
Работа жюри:  лучшие «портфолио» по номинациям: 
 «За самое содержательное «портфолио»
 «За самое  толстое  «портфолио»
 «За   лучшее оформление  «портфолио»
5. Подведение итогов.
Награждение учащихся  грамотами
·        за «портфолио»  по номинациям (3 человека);
·        за  хорошие показатели в учебе и  активное участие  в мероприятиях  школьного, районного,  всероссийского уровней (6 человек);
·        за активное участие в творческих мероприятиях  школьного, районного уровней (3 человека);
·        вручение дипломов об окончании 1 класса.
Вручение благодарностей родителям за хорошее воспитание детей
6.Просмотр видеоролика  «Наш  веселый первый класс»
7.Рефлексия.  Метод пяти пальцев: (проводится в парах: ребенок – родитель)
Обводим ладонь и пишем
М (мизинец) – мыслительный процесс.
– Какие знания, опыт вы сегодня получили? Что вас удивило?
Б (безымянный) – близость цели.
– Что вы сегодня делали? Чего достигли?
С (средний) – состояние духа.
– Каким было сегодня ваше преобладающее настроение, состояние духа?
У (указательный) – услуга, помощь.
– Чем вы сегодня помогли? Чем порадовали? Чем поспособствовали?
Б (большой) – бодрость, физическая форма.
– Каким было ваше физическое состояние сегодня?

– Что вы делали для своего здоровья?

Заключительные слова и  исполнение песни на мелодию «Волшебник-недоучка»
                         1.   Самый трудный 1-й класс.
                               Всех труднее 1-й класс!


                             Потому что в первый раз

                             Мы попали в 1-й класс!
2.Первый класс! В первый раз             
Год назад ты принял нас.


Перешли  мы во второй

И   прощаемся с тобой!
3.Полюбили мы друг друга,

   За друзей стоим горой.

   И со мной моя подруга

   Переходит во второй.
4.А учительница что же?

Разве бросит нас с тобой?

Нет, учительница тоже
Переходит во  второй

Мы вам споём сейчас
Песню про первый класс.
Был этот школьный год
Полон забот, хлопот.
Мы научились все
Думать,  читать, писать.
В классе нам было всем
Некогда унывать!
                        Припев:
Даром! Нет.
Недаром преподаватели
Время на нас потратили.
Наша вторая мама
Верила в нас не зря!
Да, да, да!
Мудрых преподавателей
Слушали мы внимательно
Все мы теперь уверены:
Нам во второй пора!









Комментариев нет:

Отправить комментарий